Мы работаем на всей территории России, выберите город из списка или укажите название населенного пункта в строке поиска
Офисы в городах:

История одного мастера кожевника. Стиль стимпанк.

Недавно в поле нашего зрения попал мастер с довольно необычными работами. Туляк Павел Петрищев делает из кожи и металла разнообразные детали костюмов для поклонников стиля «Стимпанк». Об этом стиле и своем хобби он расскажет в этом интервью.

 

Расскажите немного о себе и о том, как Вы пришли к своему увлечению.

Мне 47 лет, я из Тульской области, живу тут с рождения. У меня высшее техническое образование, работаю IT-инженером в одной из тульских организаций.

К работе с кожей я пришел довольно неожиданно для себя, в 2012 году. Дело было так.

Однажды при прочтении какой-то совершенно не тематической байки в интернете взгляд зацепился за слово «Стимпанк». Просто ради интереса я начал искать информацию и первый же запрос вывел меня на сайт steampunker.ru. Одной из первых работ, что я там увидел, были роскошные защитные очки (так называемые гогглы) от пользователя uFo_LoG.

Надо сказать, что с раннего детства я был неравнодушен к самодельным маскам, шлемам и тому подобным штукам, а одной из любимых игрушек лет в 5-6 стал настоящий противогаз. То есть почва была давно подготовлена. И вот эти гогглы настолько меня поразили, что захотелось сделать что-то пусть не подобное, не отдаленно напоминающее, но «типа того» вот прямо здесь и сейчас. Для начала я просмотрел на сайте все публикации с тегом «гогглы», затем дома были найдены куски кожи, ремешки из кожзаменителя и какие-то старые фотофильтры. С инструментами проблем не возникло, отец был, что называется, «с руками из плеч» и меня приучал. Даже не столько приучал ,просто разрешал пользоваться домашней мастерской, с единственным условием — тщательно убирать за собой рабочее место.

Итак, дело пошло, через несколько дней неспешной работы гогглы были готовы. Качество исполнения, разумеется, оставляло желать лучшего, но и сейчас я, случается, использую их на тематических мероприятиях и фестивалях.

 Стимпанк

Мне понравился стиль «Стимпанк», мне понравилось вернуться к детскому увлечению, мне понравилось вновь начать работать руками – я решил продолжить. Впрочем, я еще не думал, что работа с кожей выйдет на первое место. Некоторое время делал работы из подручного металла, но затем все больше стал использовать кожу. В определенный момент понял, что мне не хватает найденных по знакомым старых сапог и ремней. Пришло время покупать кожу. Как раз тогда случилась поездка в город, где был кожевенный завод. Там я купил некоторое количество разномастных обрезков, вот именно с них началась серьёзная работа.

Расскажите о стиле «Стимпанк», который Вы упомянули.

«Стим» – это «пар», от английского «steam». Считается, что стимпанк – направление научной фантастики, посвященное альтернативным мирам, где господствуют паровые технологии. Но вряд собственно стилю «стимпанк» можно дать однозначное определение. На том же steampunker.ru регулярно возникают споры «стимпанк это или нет» и в ходу такое мнение: «У каждого свой стимпанк». Так что я могу сказать лишь, как я вижу этот стиль.

Представьте, что принцип внутреннего сгорания так и не изобрели. Неважно, по какой причине, важно, что именно паровые технологии захватили мир. И развились настолько, что, во-первых, доступны практически всем, а во-вторых, стала возможной их миниатюризация до почти карманной степени. Сталь и алюминий дороги, из пластмасс – только бакелит, да и тот не особенно в ходу.

Отсюда использование в изделиях меди, латуни и бронзы, а также кожи, дерева и стекла. Повышенным спросом пользуются средства индивидуальной защиты (защитные очки-гогглы и респираторы) – ведь кругом пар, дым и угольная пыль. Часто встречаются высокотехнологичные паровые протезы и ортезы.
Мода осталась примерно на викторианском уровне, помимо классических орнаментов используются стилизованные изображения шестеренок и инструментов.

Однако технологический прогресс идет своим чередом. Электричество вполне в ходу, значит, возможна радиосвязь, запись музыки, даже компьютеры и мобильные телефоны. Другое дело, что выглядят все эти устройства соответствующим образом, так как питаются, вероятно, от миниатюрных паровых электрогенераторов.

И во всем этом присутствует некая сумасшедшинка (помним про окончание «-панк»).

Как вы организовываете свою работу? Есть отдельная мастерская или Вы работаете дома?

У меня есть настенный ящик-верстак, его сделал еще мой отец. Именно им я пользовался в детстве. В рабочие моменты, то есть, бОльшую часть времени, он выглядит так:

Стимпанк

Здесь я и работаю. Чтобы не было проблем с соседями, все шумные работы стараюсь заканчивать до 8-9 часов вечера. Понемногу пополняю инструментально-станочный парк в зависимости от текущих задач и хотелок.

Правда, с организацией работы дело обстоит не очень хорошо, этот отцовский урок я не усвоил. Практически всегда на верстаке творческий беспорядок, который разгребается только когда совсем не остается места для работы.

Какие материалы и инструменты Вы используете?

Я использую разные виды кожи, но в основном, хромовые российского производства. Часто посещать кожевенные магазины в крупных городах не могу, и поэтому практически все заказываю в интернете. Я предпочитаю уже окрашенную кожу сквозного прокраса, без финишного покрытия. Впрочем, использовал и кожу растительного дубления. Красить сам пока только пробую, результат достаточно обнадеживающий. Своей очереди ждет набор из красок, грунта и аппретуры Kenda.

СтимпанкВосковую пропитку варю сам, раньше это был известный рецепт «воск-скипидар-льняное масло», а затем знакомый мастер с образованием технолога по коже открыл мне свой секрет состава. Здесь приводить не буду, так как это его коммерческая тайна.

Стимпанк

Относительно инструмента мой вкус не отличается изысканностью. Я не использую специальные ножи по коже, предпочитаю обычные одноразовые лезвия, даже для редкого в моих работах шерфования. Пробойники люблю круглые, почему-то мне нравится именно такой шов.

Есть у меня и узкоспециализированные инструменты для объемной формовки кожи. Их я частью делал сам – из обрезков фанеры и пластика, частью – отдавал в 3D печать.

Иногда приходят идеи с лазерной резкой и гравировкой, тогда получаются вот такие вещи:

Стимпанк

Но собственный резак или гравер заводить пока не собираюсь.

 

Что для Вас самое интересное – придумать идею, дизайн, конструкцию и т.п., или непосредственное воплощение уже руками, в изделии?

Интересно всё. И поиск идеи, и обдумывание особых «фишек» дизайна, и решение конструкторских проблем. Особенно интересно бывает размышлять над, скажем, порядком обработки частей сложных узлов, очередностью пайки мелких и крупных деталей. А вот к концу сборки изделия, когда все задачи решены (и в голову начинают стучаться новые идеи!), уже ощущается некоторое опустошение, появляются мысли «скорее бы закончить».

Стимпанк

Вы заранее рисуете эскиз с точностью до мелочей, или только общий набросок, а дальше уже как получится, как придет вдохновение в ходе работы?

Эскизы и наброски не рисую вообще, все обрабатывается в голове. Когда идея более-менее сложилась, начинаю делать чертежи и выкройки. И да, часто бывает, что правки вносятся в ходе работы над чертежами. Выкройки делаю с точностью до отверстий под шов.

Как вообще приходят идеи?

Думаю, как и ко многим – по-разному. Что-то подсмотрел в интернете или на выставке, где-то взгляд упал на нестандартную деталь или устройство, смотришь на латунную гайку или кусок трубы и думаешь: «А куда это можно привинтить?». Иногда мастера заимствуют какие-то элементы друг у друга. И я видел свои решения в чужих работах, и, если их использует кто-то ещё, значит, это удачные решения.

Бывает, попадается клиент с интересными идеями, которые можно использовать в дальнейшем.

Работает и подсознание – что-то попалось на глаза, но забыл, а потом оно как-то выплывает в виде идеи. Однажды я задался целью сделать максимально простые очки-гогглы с минимумом металла. Разработал конструкцию, сделал – а затем оказалось, что знакомый (!) мастер давно делает очень похожие и даже публиковал их фотографии, которые я точно видел.

Стимпанк

Для Вас работа с кожей это хобби или способ заработка?

Пока это только хобби. Я не готов делать кожевенное ремесло своим основным профилем деятельности. Никогда не ставил себе цель заработать какие-то мегаденьги на своем увлечении, большая часть выручки уходит на материалы, инструменты и расходники.

Был небольшой период, когда я работал на заказ. Как правило, меня просили сделать копию той или иной работы, но самокопирование надоедает практически с первого повтора. Разумеется, повторяя одни и те же операции, можно отточить определенные навыки или улучшить конструкцию, но зачастую для меня это было просто скучно. Лишь несколько человек хотели что-то новое, и я прекратил принимать заказы.

Сейчас, в свободном режиме, я делаю только то, что мне нравится, я не ограничен сроками заказов и волен обдумывать что-либо неделями, как, кстати, и произошло с текущей работой.

Если не секрет, каковы Ваши творческие планы?

Наверное, как и многим, мне интересно почти всё. Однако, в приоритете косплейные предметы – маски, очки, цилиндры.

Хочется попробовать и более масштабные проекты типа комплектов с массивными масками, наплечниками и наручами. К обычной галантерее интерес тоже есть, но слабее. Сумки и кошельки не делал пока вообще, пару ремней и женский широкий пояс шить доводилось. Недавно сшил на себя жилет из обрезков, результат понравился и, возможно, захочу продолжить. Пробовал тиснение по коже, но давно. Планирую к нему вернуться.

Стимпанк

Резюмируя: я хочу двигаться в направлении необычных и сложных вещей, попутно повышая навыки тиснения, окраски, отделки и финишной обработки.

Что Вы можете посоветовать начинающим мастерам? С чего начинать и куда развиваться?

Пробуйте делать то, что Вам нравится. Для начала – из того, что под руками, тем, что есть. Не стоит с самого начала заказывать дорогие материалы и инструменты. Не сразу все станет получаться. Но Вы хотя бы сможете решить, надо ли Вам это вообще, или нет. И если ответ «да», тогда в какой-то момент Вы поймете, что «эта кожа дрянь, надо что-то получше», «надоело резать строительным ножом, надо пробовать профессиональный», «цвета не те, буду красить самостоятельно».

Ищите в Интернете мастер-классы и советы. Вероятно, что-то из найденного Вами будет противоречить друг другу. Пробуйте разные варианты, пытайтесь понять, что для Вас удобнее и что дает лучший результат.

Учитесь делать выкройки самостоятельно, хотя бы простейшие. Бывает немного странно, когда в профильных группах кто-то выкладывает фотографии обычных прямоугольных кошельков и просит выкройки. Разбирайте старые изделия, смотрите, как они устроены. Попробуйте сделать копию. Вырезайте пробы из бумаги, картона, линолеума, дешевого кожзаменителя. Совмещайте детали, выясняйте, как они будут вести себя при сгибании.

И не бойтесь ошибок.

VK: https://vk.com/doublepgoggles
Instagram:  https://www.instagram.com/doublepgoggles
https://www.livemaster.ru/doublep

Рейтинг
Автор
Павел Петрищев
Публикаций
1
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 6
Загрузка...
Добавить комментарий